Вестник On-line
Оренбургский государственный университет 13 ноября 2018   RU/EN
Рубрики Вестника
Педагогика
Психология
Другие

Поиск
Vak
Антиплагиат
Orcid
Viniti
ЭБС Лань
Rsl
Лицензия Creative Commons

№ 4 (216), 16 апреля 2018 г.

Педагогика

УДК: 378.147Буторина Н.И., Коновалов А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ В МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЭффективность процесса формирования профессионально-специализированных компетенций студентов, важность которому обеспечивают требования ФГОС к результатам профильной подготовки студентов-бакалавров, во многом обусловливается применением современных педагогических технологий.
Комплекс педагогических технологий, нацеленный на формирование профессионально-специализированных компетенций в музыкально-компьютерной деятельности студентов-бакалавров, вобрал в себя следующие технологии: на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровые и интерактивные технологии, проектные и исследовательские, проблемное обучение и др.) и эффективной организации и управления процессом обучения (технологии индивидуализированного обучения, групповые и коллективные способы обучения, программированное обучение, информационные технологии и др.). В ходе научного исследования была обнаружена и обоснована взаимосвязь между профессионально-специализированными компетенциями в музыкально-компьютерной деятельности и используемыми при их формировании педагогическими технологиями и современными подходами к образованию, среди которых особое место занимают компетентностный, деятельностный и технологический.
Представленный комплекс педагогических технологий, реализующий положения вышеназванных научных подходов, охватывающий все компоненты профессионально-специализированных компетенций в музыкально-компьютерной деятельности, обеспечивает их успешное формирование у студентов-бакалавров на занятиях профильных дисциплин.
Ключевые слова: педагогические технологии, профессионально-специализированные компетенции, формирование профессионально-специализированных компетенций, комплекс педагогических технологий, музыкально-компьютерная деятельность, компетентностный, деятельностный и технологический подходы.
Загрузить
УДК: 796.015.53:796.386Валетов М.Р., Панкратович Т.М., Панкратович Ю.Г. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ БЫСТРОТЫ У ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИОдним из ведущих физических качеств игрока в настольный теннис является быстрота, проявляющаяся в скорости перемещений игрока, в стремительных атаках и выполнении ударов, в принятии решений в защите и выборе контратакующих действий. Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что в спортивной практике многие детские тренеры испытывают определенные трудности с подбором средств и методов воспитания быстроты в учебно-тренировочном процессе юных игроков в настольный теннис.
Наиболее значимые аспекты выделенной педагогической проблематики соотносятся с поиском обеспечения эффективности процесса воспитания быстроты у юных игроков в настольный теннис. В нашем исследовании мы теоретически обосновали и экспериментально апробировали методику воспитания быстроты у юных игроков в настольный теннис, основными содержательными положениями которой являются: выбор тренировочных средств с учетом принципа структурного соответствия соревновательному упражнению и их рациональное распределение в системе специальных средств тренировки; выбор методов наиболее значимых для практики воспитания быстроты у игроков в настольный теннис 10–11 лет; формирование у юных спортсменов способности проявлять волевые усилия, направленные на выполнение движений с предельной быстротой.
Полученные результаты исследования позволили установить, что реализация предложенной методики оказала существенное влияние на обеспечение эффективности процесса воспитания быстроты у юных игроков в настольный теннис на этапе спортивной специализации.
Ключевые слова: быстрота, настольный теннис, юные спортсмены, методика воспитания быстроты.
Загрузить
УДК: 371.1Воронина Ю.В. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯК современному учителю предъявляются жёсткие требования со стороны общества и государства, связанные с масштабными культурными изменениями. Реформирование системы школьного образования происходит в процессе внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Успешная реализация ФГОС общего образования напрямую зависит от уровня профессиональной готовности педагога.
Проблемы формирования профессиональной готовности учителя современной школы к реализации ФГОС в основном ориентированы на подготовку его к реализации новых трудовых функций, определённых в профессиональном стандарте учителя. Помимо сформированных знаний и умений у педагога должны быть сформированы ценностно-смысловые установки к современной образовательной стратегии, понимание важности происходящих в школе перемен, желание работать в новых условиях. Акцентирование в процессе формирования профессиональной готовности современного учителя только на теоретической и практической подготовке не может быть достаточно эффективным и противоречит деятельностному подходу. Важным и системообразующим компонентом является мотивационно-личностный компонент профессиональной готовности: понимание учителем ценности внедряемых инноваций (в первую очередь ценностно-смысловых установок новых стандартов школы), значимости его профессиональной деятельности.
Автором представлена матрица оценки уровня профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования, которая может использоваться для разработки методических средств диагностики и самодиагностики современного учителя школы. А также позволит определить уровень профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования.
На процесс формирования профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования будут влиять различные затруднения педагога: мировоззренческие дефициты, знаниевые дефициты, дефициты деятельности. Совокупность затруднений при формировании профессиональной готовности педагога к реализации ФГОС общего образования определяется, прежде всего, профессионально-личностными особенностями каждого учителя.
Ключевые слова: профессиональная готовность педагога, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, классификация профессиональных затруднений учителя.
Загрузить
УДК: 372.881.1Галоян Н.Г., Китаева М.В. ТЕСТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИВ течение последних двух десятилетий одной из форм контроля русского языка как иностранного стали тесты (ТРКИ). Важным является анализ «русского теста» (ТРКИ) как метода оценивания с точки зрения компетентностного подхода. Тест, проверяющий знания иностранца в области русского языка, позволяет контролировать коммуникативную компетенцию, которая предполагает овладение знаниями о различных видах речевой деятельности и их применение в определённой деятельности. Коммуникативная компетенция «вбирает в себя» лингвистическую (языковедческую) и речеведческую (иллокутивную), социокультурную компетенции. Правильно составленный тест должен отвечать определённым требованиям, а именно: каждый субтест в той или иной мере должен проверять все компоненты коммуникативной компетенции.
Содержание каждого субтеста определяется регламентирующими документами, в которых рекомендованы коммуникативные ситуации. Насколько эффективен каждый субтест для контроля – показывает анализ ТРКИ. Анализ каждого субтеста проводится в аспекте компетентностного подхода и показывает, какие компоненты коммуникативной компетенции формирует тот или иной субтест, а также определяется значимость дидактического материала, подбираемого для современных тестов РКИ. При составлении заданий к субтестам важным является адекватность коммуникативному пространству, то есть, задания должны соответствовать реальной коммуникативной ситуации.
Таким образом, при многообразии форм контроля, именно «русский тест» – это вид проверки, которая позволяет объективно определить уровень сформированности составляющих коммуникативной компетенции, при условии, ТРКИ составлен с учетом современных тенденций в области методики русского как иностранного.
Ключевые слова: методы контроля, компетентностный подход, тестирование по русскому как иностранному, «русский тест».
Загрузить
УДК: 811.161.1'37Дмитриева Н.М., Малахова О.М., Пороль О.А. РАБОТА С МЕНТАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ КОНЦЕПТАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУОсвоение иностранного языка невозможно без освоения национальной культуры, отраженной в ментальных концептах. Концепт «семья» является одним из важнейших в русской языковой картине мира и потому его освоение играет важную роль при обучении инофонов русскому языку.
Изучение данных словарей позволило установить смысловые доли концептов, входящих в поле макроконцепта «семья». Центральными концептами являются «отец» и «мать» с общей смысловой долей «начало чего-либо». Значимы концепты «мужчина» и «женщина», основное назначение которых быть отцом и матерью. Высокий смысл этих концептов связан с главными функциями отца и матери: защита, забота о потомстве. Концепты «сын» и «брат» объединяются с предыдущими сыновними обязательствами и отражают соборное мировоззрение, свойственное русской ментальности (братство). Все имена концептов поля макроконцепта «семья» в словарях и сознании современных носителей русского языка определяются одно через другое, общей их характеристикой выступает слово «родной». Освоение инофонами ментальных концептов может осуществляться на основе работы со словарями и при чтении облигаторных текстов, насыщенных логической, эмоциональной и ментальной информацией. Предтекстовые (работа с новыми словами и выражениями) и послетекстовые задания (соотнесение смыслов, характерных русским с теми, какими наделяются вербализаторы концептов в художественном тексте; работа с устойчивыми выражениями, интерпретации текста в аспекте понимания особенностей взаимоотношений членов семьи, отражающих концептуальные представления русских) в данном случае направлены на выявление особенностей ментальных концептов.
Ключевые слова: концепт, смысловые доли, отец, мать, сын, обучение, чтение, продвинутый уровень.
Загрузить
УДК: 378.1Куриленко Л.В. УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫНеобходимость профессионально-личностного развития специалиста социальной работы объясняется богатством ролевого репертуара, вытекающего из широкого спектра функций, составляющих суть его деятельности. Специалист социальной работы, помогая клиенту в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, с одной стороны, должен демонстрировать высокий уровень сформированности профессиональных компетенций, а с другой, учитывая социальный характер трудных жизненных ситуаций, – активную жизненную позицию, что в совокупности и составляет содержание профессионально-личностного развития. В связи с этим в процессе подготовки данных специалистов требуется создание условий, которые бы способствовали решению этой задачи.
Погружение студента в исследовательскую деятельность, представляющую собой своего рода «плацдарм» для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, как раз и выступает одним из условий для профессионально-личностного развития будущих специалистов социальной работы. Именно исследовательская деятельность аккумулирует приобретенные знания, умения и способности студентов, так необходимые им для осуществления будущей профессиональной деятельности.
Включение студентов в исследовательскую деятельность окунает их в ситуацию поиска, что дает возможность развиваться не только интеллектуально, но и совершенствоваться в личностном отношении. Элементы театральной педагогики, используемые преподавателем в процессе введения студентов в исследовательскую деятельность, помогают без особого труда постичь важнейшие методологические законы исследования, его принципы, методы и приемы, осознать логику и структуру исследования. Овладение способами и приемами исследовательской деятельности с помощью элементов театральной педагогики способствует актуализации профессиональных знаний, умений и способностей студентов-будущих специалистов социальной работы, реализации личностных качеств, необходимых при решении трудных жизненных ситуаций граждан.
Ключевые слова: профессионально-личностное развитие, исследовательская деятельность, элементы театральной педагогики, компетенции.
Загрузить
УДК: 372.857Маслов М.В. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЛЕКОПИТАЮЩИХ В УССУРИЙСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫЭффективность обучения в современных условиях не может быть осуществима в рамках только традиционной модели – компетентностный подход в высшем образовании актуализировал проблему поиска новых результативных методов, форм и средств обучения. Выбор методов обучения является сложной задачей, которая встает перед преподавателем еще на этапе разработки рабочей программы учебной дисциплины. Использование активных технологий (участие в дискуссиях, имитация реального опыта, реальная работа) развивает способность при решении педагогических задач успешно действовать на основе практической деятельности, знаний и умений.
Необходимость настоящей работы обусловлена важностью проведения полевых исследований для преподавателей и студентов биологических факультетов высших учебных заведений Приморского края. Приобретенные знания и полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов, при проведении учебно-полевой и педагогической практики, написании научных статей и выпускных квалификационных работ. Нами обобщены современные данные по методам изучения млекопитающих в Приморском крае Дальнего Востока России на примере заповедника «Уссурийский» ДВО РАН, необходимые в качестве региональной компоненты для использования в вузовском курсах биологии.
Приведенные сведения могут быть полезны студентам-биологам Школы педагогики ДВФУ в качестве дополнительной информации в рамках таких дисциплин как «Зоология позвоночных», «Наземные позвоночные Дальнего Востока», «Особоохраняемые природные территории и объекты», «Редкие виды животных Приморского края и их охрана».
Ключевые слова: Приморский край, Уссурийский заповедник, методы изучения, млекопитающие.
Загрузить
УДК: 372.881.1Просвиркина И.И., Стулей О.В. ОБУЧЕНИЕ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ПОМОЩИ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТДля систематизации смысла письменного знака китайского языка и формирования китайских паттернов необходимо использовать современные технологии, методы. Одним из таких способов эффективного обучения являются ментальные карты. Поэтапное введение в процесс обучения технологии ментальных карт позволяет объяснять значение китайских лексических единиц, обогащать ими речь учащихся и структурировать эти понятия.
Внедрение данной технологии в методику преподавания китайского языка позволяет не просто учить, но и «открывать» скрытые культурные смыслы китайских знаков, анализировать системные связи в значении иероглифов; декодировать «культурные коды» китайской культуры. Идея метода заключается в выделении центрального образа (графемы или иероглифа), на основе которого происходит расширение ассоциативных связей, а затем – прецедентных феноменов. Таким образом, поэтапно формируются базовые паттерны китайской культуры.
Обучение китайскому языку при помощи ментальных карт эффективно уже на начальном уровне изучения языка. Формирование системных знаний о лексической единице китайского языка, обогащение словарного запаса учащихся с помощью ментальных карт включает в себя четыре фазы: формирование семантического ядра графемы (иероглифа), расширение семантического поля графемы (иероглифа), формирование ассоциативных и прецедентных связей и контроль.
Использование технологии ментальных карт при обучении китайскому языку позволяет осознать системные связи иероглифов в тексте. По мере формирования ментальной карты происходит естественное «вживание» в культуру китайского языка. Следовательно, применение ментальных карт как метода обучения способствует формированию «новой» языковой личности.
Ключевые слова: китайский язык, методика преподавания китайского языка, метод обучения, ментальная карта.
Загрузить
УДК: 811.161.1:81'243:659.123:378.016Пыхтина Ю.Г., Мендинова А.М. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ ИНОСТРАНЦЕВ: НА МАТЕРИАЛЕ ЖАНРА ФЭНТЕЗИЛингвокультурологический подход к обучению языку является в настоящее время одним из актуальных. Это объясняется прежде всего тем, что освоение языка невозможно без знакомства с национальной культурой, которая отражается в языковых единицах разного уровня. Использование на занятиях по русскому языку как иностранному (РКИ) культурно-значимых текстов формирует у учащихся представление о русской ментальности, способствует выработке у них умений анализировать внеязыковые факты, раскрывающие особенности русского быта, традиций, ценностей и стереотипов, и в целом развивает лингвокультурологическую компетенцию.
Потребность в одновременном формировании лингвистической, коммуникативной и лингвокультурологической компетенций при обучении языку требует поиска новых форм работы и нового материала, обладающего лингводидактическим и культурологическим потенциалом.
В данной статье обосновывается возможность использования аутентичных текстов, написанных в жанре фэнтези при обучении чтению студентов­иностранцев, разрабатывается система предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий к произведению Андрея Белянина «Тайный сыск царя Гороха», написанному в данном жанре.
Предложенные задания нацелены на развитие лингвокультурологической компетенции обучающихся и могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного на продвинутом этапе обучения.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, лингвострановедение, лингвокультурология, лингвокультурологическая компетенция, обучение чтению, фэнтези.
Загрузить
УДК: 378Руднева Т.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ В ОБРАЗОВАНИИ – НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬВ статье рассматривается проблема педагогических рисков, вызванных модернизацией образования, конкуренцией на рынке образовательных услуг, новой стратегией профессиональной подготовки студентов в вузах. Под рисками понимается возможность возникновения потерь и получения незапланированных результатов. Актуализируется несколько видов педагогических рисков на основе анализа результатов исследований, посвященных качеству инновационного образования: организационные риски связаны с переходом на многоуровневую систему образования, что дает новые направления исследований в области управления современными педагогическими процессами; методические риски, результатом преодоления которых является модель выпускника вуза, отвечающая требованиям времени, и модель личности преподавателя как фактора противодействия рискам; воспитательные риски формирования профессиональной идентичности студентов. Утверждается, что готовность преподавателей к преодолению рисков в образовательном и воспитательном пространстве является фактором достижения качества современного образования.Ключевые слова: риск, педагогические риски, организационные риски, методические риски, воспитательные риски, качество образования, инновационное образование.
Загрузить
УДК: 152Рындак В.Г., Баженова Ю.А. МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОРИИ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В МИРЕ ЦЕННОСТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫСовременная российская наука переживает острый кризис, характеризующийся деструкциями идеалов и устремлений, генезис которых имеет своим началом идеологию социалистического общества. В основных чертах происходящие изменения характеризуют переход к постнеклассической парадигме, оказавшей большое влияние на все сферы социокультурного бытия человека и общества – образование, идеологию, политику, экономику, религиозную жизнь.
Среди системных трансформаций исключительное место принадлежит ценностной сфере личности, изучение которой является центральной проблематикой наук, ориентированных на признание глобальной методологической модели в контексте именно постнеклассической парадигмы.
Предполагается, что матричный анализ смысловых преобразований теории ориентации личности в мире ценностей в контексте постнеклассической парадигмы позволит избежать сложностей общекультурного перепрограммирования и определения ценностных установок, наполнить идеалы и нормы научного познания педагогических явлений новым смыслом.
В данной статье предметом матричного анализа является теория ориентации личности в мире ценностей в научной школе профессора А.В. Кирьяковой, поскольку она является образцом ценностно-личностной концепции, при составлении которой были в максимальной степени учтены постулаты постнеклассической парадигмы.
Ключевые слова: матричный анализ, методология педагогики, теория ориентации личности в мире ценностей, постнеклассическая парадигма науки.
Загрузить
УДК: 37Торшина А.В., Аллагулов А.М. СОДЕРЖАНИЕ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ В 1931–1958 ГОДАХСтатья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме содержания клубной деятельности подростков Оренбуржья в 1931–1958 годах. Изучение исторической практики клубной деятельности позволяет усилить в современных условиях результативность таких ее функций, как социализирующая, коммуникативная, культурная, компенсаторная. Нуждается педагогика и в знаниях об актуализации воспитательного потенциала клубной деятельности подростков.
В статье представлены этапы исследования (поисково-аналитический, теоретико-аналитический, итоговый) и методы на каждом этапе (анализ нормативно-правовых актов, обобщение философских и педагогических концепций, монографическое изучение педагогического опыта организации клубной деятельности, изучение архивных материалов, обобщение и систематизация полученных данных). Выделены стадии клубной деятельности (1931–1940 – довоенный, 1941–1945 – военный, 1946–1958 – послевоенный) и содержание деятельности на каждой стадии.
В качестве основных выводов исследовательской работы можно выделить следующие. На протяжении всего рассматриваемого периода клубная деятельность способствовала формированию личностных качеств подростков. Но качества личности, прежде всего, были востребованы историческим временем. С 1931 по 1940 год – качества личности в сфере художественного и технического творчества. В годы войны – волевые качества – настойчивость, целеустремленность, верность долгу и Родине, исполнительность. В 1946–1958 годах – личностное и профессиональное самоопределении. Подчеркивается, что в деятельности современных клубных объединений прослеживаются некоторые традиции 1931–1958 гг. Этот вывод подтверждается при анализе современных нормативных документов.
Изучение исторического опыта региональной системы клубной деятельности подростков позволяет критически осмыслить и перенять все наиболее передовое для дальнейшей системы дополнительного образования.
Ключевые слова: клубная деятельность подростков, Оренбуржье, стадии, содержание, личностные качества.
Загрузить
УДК: 37:613.955:617.7Чупров А.Д., Воронина А.Е., Петросян Э.А. ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТАИсследование по профилактике заболеваний органов зрения у детей младшего школьного возраста проведено на базе начальной школы лицея №5 г. Оренбурга. Исследовано 649 детей и родителей. По результатам обследования все школьники были разделены на 3 группы: 1 группа имеющие очки или линзы, 2 группа не имеющие ни очков, ни линз, но НКОЗ (некорригируемая острота зрения) менее 0,8, 3 группа не имеющие ни очков, ни линз, но НКОЗ более 0,8.
Выявлено, что число детей, не имеющих ни очки, ни линзы и имеющих НКОЗ более 0,8 уменьшается от 2 к 4 классу, тогда как число детей с НКОЗ менее 0,8 в 2 раза увеличивается. Во всех возрастных группах 9–11 лет причиной ношения очков или линз у большинства явилась миопия (50% 9 лет, 77,7% в 11 лет). Дети, не носившие ни очки, ни линзы, НКОЗ которых была больше 0,8 уже во 2 классе (9 лет) имели в 16,5% миопическую рефракцию. У школьников с НКОЗ менее 0,8 не носивших ни очки, ни линзы причиной снижения зрения явилась миопия у абсолютного большинства во всех группах, при этом во всех классах были дети, имеющие миопию средней и высокой степени, не носившие очки никогда. Основным фактором, влияющим на состояние зрения школьников у детей 9 и 10 лет, явился чрезмерный просмотр телевизора, а у школьников 11 лет игры в телефон и планшет. Выявлена низкая осведомленность родителей о количестве зрительной нагрузки у их детей. Симптомы синдрома сухого глаза более выражены у детей, имеющих очки и линзы, родители так же не в полной мере осведомлены о их наличии. Школьники и их родители группы всех возрастов получили заключения по состоянию их зрения, которые включали в себя мероприятия по улучшению и сохранению зрения, а также профилактике ухудшения зрения. Кроме этого они получили результаты анкетирования, которые включали в себя сравнение количества зрительной нагрузки у детей и мнения их родителей по этому поводу.
Ключевые слова: младший школьный возраст, состояние зрения, миопическая рефракция, некорригируемая острота зрения, зрительная нагрузка, синдром сухого глаза.
Загрузить
УДК: 37:378.4Шатуновская Е.А., Шатуновский В.Л. УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАК НАПРАВЛЯЕМОЕ И КОНТРОЛИРУЕМОЕ САМООБУЧЕНИЕИнформатизация современного общества требует изменений в системе обучения. Традиционная лекционно­урочная система не всегда позволяет сформировать у студентов востребованные в дальнейшей профессиональной жизни навыки и умения. Назрела необходимость разработки таких дидактических форм и методов, которые максимально активизировали бы не только самостоятельность обучающихся в учебном процессе, но и актуализировали бы у них умения порождения, передачи, представления и обработки информации.
Означенным задачам может соответствовать метод направляемого и контролируемого самообучения, ведущая роль в котором отводится субъектной ориентации учебного процесса. Учебная деятельность при этом организуется посредством специально разработанных учебных пособий с опциями поэтапного освоения знаний, формирования умений и навыков в удобном для студента индивидуальном темпе.
Корректная реализация метода направляемого и контролируемого самообучения возможна при соблюдении ряда условий:
– внятная целевая детерминация предлагаемого в пособии учебного материала;
– целостность предлагаемого учебного материала, обеспеченного соответствием поставленным целям;
– полное соответствие контрольно-зачетных заданий разработанным целям освоения конкретной дисциплины, релевантным, в свою очередь, общим и профессиональным компетенциям по направлению (специальности) подготовки студентов;
– основной содержательно-структурной единицей учебных пособий при реализации метода направляемого и контролируемого самообучения выступает «учебный текст»;
– «учебный текст» включает мотивирующий и содержательный компоненты, которые тесно между собой взаимосвязаны и могут быть многократно актуализированы;
– эргономичная алгоритмизация процесса освоения учебного текста, требующая корректного технического оформления интерфейса учебного пособия;
– поэтапность и вариативность контрольно-зачётных заданий, поддерживающих общую логику и учебного пособия, и дисциплины, на освоение которых оно, собственно, и направлено.
Современные компьютерные технологии позволяют реализовать все перечисленные условия. Однако зачастую эти возможности остаются невостребованными.
Ключевые слова: учебный процесс, познавательная деятельность, обучающиеся, преподавание и учение, преподавательская деятельность, учебные web-материалы, направляемая деятельность, самообучение, Интернет-сайты, проектная деятельность, цели обучения, цели изучения, контроль усвоения, электронное обучение, активность и самостоятельность, контроль и самоконтроль, уровень достижения учебных целей.
Загрузить

Психология

УДК: 159.942.33Карабущенко Н.Б, Зорина Н.Н. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЖЕНЩИН РАЗНОГО ВОЗРАСТАВ современном российском обществе женщинам приходится совмещать профессиональную деятельность и семейные обязанности. Успешная профессиональная деятельность требует от женщины проявления таких качеств как активность, целеустремлённость, инициативность. В семейной жизни женщине необходимо принимать решения по вопросам, связанным с детьми, семейным бытом. Справляться с данными задачами женщине сложно без наличия таких качеств, как самоорганизация, стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность. И в этой связи исследование эмоционального интеллекта у женщин приобретает особую актуальность, подчеркивающую значимость развития у них способностей распознавания эмоций и их контроля, владения собой в трудных жизненных ситуациях, принятия решений. Исследование проводилось на основе сравнения двух выборок женщин: 25–30лет и 40–45лет.В ходе исследования было выявлено, что общий уровень эмоционального интеллекта у женщин 40–45 лет выше, чем у женщин 25–30 лет. По отдельным составляющим эмоционального интеллекта были получены следующие данные: эмоциональная осведомленность, эмпатия, самомотивация, управление своими эмоциями у женщин 40–45 лет выше, чем у женщин 25–30 лет. Полученная возрастная динамика эмоционального интеллекта у женщин связана с ростом развития ЭИ от ранней к средней взрослости в связи с накоплением жизненного опыта в понимании и управлении своими и чужими эмоциями.Ключевые слова: эмоциональный интеллект, ранняя и средняя взрослость, женщина, эмоции.
Загрузить
УДК: 159.96Посохова С.Т., Диденко Е.Я., Иватович К.А. ЮМОР В РЕПРЕЗЕНТАЦИЯХ ДЕТЕЙ-ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙЮмор рассматривается как один из признаков целостного функционирования семьи. Репрезентации юмора в семье раскрыты на основании анализа его личностного смысла, стилевых характеристик, эмоционально-экспрессивного реагирования на семейные комичные ситуации детей-подростков и их родителей. Проведено симметричное исследование с участием 82 подростов и 82 их матерей. С помощью психодиагностических методик показано, что в семье складываются общие для ее членов границы репрезентации юмора. Согласованность репрезентаций юмора у подростков и их матерей проявилась в понимании юмора как источника позитивных эмоций и смеха, в общей эмоционально-экспрессивной оценке узкого круга семейных ситуаций как комичных, в отсутствии четко выраженных стилевых характеристик юмора. Подростки и их матери склонны избирательно воспринимать юмор и генерировать комичные ситуации, направляя юмор на себя и окружающих людей.
Одновременно репрезентации отражают различия в смысловых, эмоционально-экспрессивных и стилевых характеристиках юмора у детей-подростков и матерей, что так же важно для сохранения семейного гомеостаза, как и их согласованность. Подростки чаще, чем матери формально подходят к определению смысла юмора, уделяют больше внимания его внешней экспрессивной стороне – смеху. Чувствительность к юмору подростков менее выражена, чем у их матерей. Они менее, чем матери уверенны в своей склонности шутить и смеяться над собой. Предположительно, в основе такого рассогласования прежде всего лежит социокультурная уникальность жизненного осуществления разных поколений. Диссонанс репрезентаций связан с возрастными и личностными особенностями детей и родителей, а также с богатством жизненного опыта каждого члена семьи и особенностями функционирования семьи как целостной системы.
Ключевые слова: юмор, репрезентации юмора, согласованность репрезентаций, юмористический фон семьи, семейная система, подросток, родители.
Загрузить

Главный редактор
Жанна Анатольевна
ЕРМАКОВА

Crossref
Cyberleninka
Doi
Europeanlibrary
Googleacademy
scienceindex
worldcat
© Электронное периодическое издание: ВЕСТНИК ОГУ on-line (VESTNIK OGU on-line), ISSN on-line 1814-6465
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37678 от 29 сентября 2009 г.
Учредитель, издатель, редакция: Оренбургский государственный университет (ОГУ)
Главный редактор: Ж.А. Ермакова
Адрес редакции: 460018, г. Оренбург, проспект Победы, д. 13, к. 2335
Тел./факс: (3532)37-27-78 E-mail: vestnik@mail.osu.ru
1999–2018 © ЦИТ ОГУ